Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Продажи иномарок российской сборки займут лидирующие позиции на рынке

Продажи иномарок российской сборки займут лидирующие позиции на рынкеНа прошлой неделе в Москве прошел Международный автомобильный салон-2010, ставший важным событием в деловой жизни столицы. На выставке крупнейшие мировые производители автомобилей подвели итоги минувшего полугодия.
С начала текущего года ввоз новых автомобилей в Россию заметно сократился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, пишет ‘Российская Газета’. При этом растут продажи машин, собранных в РФ. По мнению аналитиков, такая тенденция станет определяющей в развитии российского автобизнеса. Впрочем, пока импортные автомобили продолжают лидировать на рынке: за первое полугодие реализовано 267 тысяч таких машин. Однако продажи иномарок, сделанных в России (250 тысяч), и моделей отечественных брендов (240 тысяч) отстают ненамного. И если импорт снизился на 23%, то сбыт автомобилей местной сборки увеличился на 32% и 20% соответственно. По мнению эксперта Pricewaterhouse Coopers Стенли Рута, уже в этом году продажи иномарок российского производства выйдут на первое место, а к 2016 году из трех миллионов реализованных новых машин 2,7 млн будут собраны в России. Этому будет способствовать сохранение высоких таможенных пошлин, а также связанные с ним масштабные планы зарубежных компаний по инвестированию в производство в РФ.
В мае и июне показатели продаж новых автомобилей резко выросли, да и в годовом исчислении падение наконец остановилось. По итогам первого полугодия рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 3%. Но поводы для пессимистичных прогнозов все равно остаются, считают эксперты рынка. ‘Во-первых, в общем показателе 790 тысяч автомобилей немалая доля приходится на машины, купленные по программе утилизации, — отмечает председатель совета директоров ‘КарОператор’ Оскар Ахмедов. — Она оказалась настолько популярной, что выделенных 100 тысяч сертификатов не хватило — пришлось делать второй этап, еще на 100 тысяч. Поскольку не все ранее заказанные автомобили дошли до потребителя, на долю ‘утилизационных’ приходится около 10-12% от общих продаж. Во-вторых, на рынке наблюдается дефицит автомобилей по многим позициям, хотя к осени он, скорее всего, будет преодолен. Так, на заводах ‘Автофрамос’ и концерна Volkswagen в Калуге введут дополнительную смену. Те производители, которые в марте-апреле почувствовали дефицит машин, увеличили заказы за рубежом — поставки этих автомобилей ожидаются к сентябрю-октябрю. В результате этих мер дефицит на рынке может быстро смениться затовариванием, что напрямую повлияет как на цены авто, так и на доходность производителей и дилеров. Пока же у них есть время ‘собрать сливки’ — пополнить истощившиеся от кризиса запасы’. Очевидно, что на результаты продаж влияет и тактика автопроизводителей. Например, если Ford ставит целью зарабатывать, а не наращивать долю рынка, как это было в 2004-2007 годах, то и результат окажется ниже, чем у KIA и Renault. То же самое можно сказать о Mazda, некогда бывшей в десятке наиболее продаваемых иномарок, а теперь работающей на уровне премиальных BMW и Audi.
Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас отметил, что организация повысила годовой прогноз рынка с 1,5 до 1,67 млн штук. А вице-председатель комитета Мартин Ян добавил, что ожидается дефицит в третьем квартале и резкий рост под конец года.
— Впрочем, не исключено, что рынок насытится в сентябре-октябре и под Новый год производители и дилеры вынуждены будут давать скидки, чтобы распродать запасы и выполнить повышенные годовые планы, — считает г-н Ян.
Как видно из итогов первого полугодия, лучше всего себя чувствовали те, у кого в арсенале есть самые доступные автомобили. Это, например, традиционные российские производители, воспользовавшиеся программой утилизации для поднятия продаж: ‘Лада’, УАЗ, ГАЗ. Сюда же относятся иностранные компании, предлагающие недорогие популярные машины: Renauit, Daewoo. Ford хотя и показал падение продаж на 20%, но оно все пришлось на импортируемые машины.
Хуже всего обстоят дела у японских автопроизводителей: после прошлогодней распродажи складов они продолжают фиксировать падение продаж. Toyota потеряла 19%, Nissan — 31%. Эти марки не имеют в арсенале доступных автомобилей, производя в России авто премиум-класса. Поэтому и не случайно, что и Toyota, и Nissan в среднесрочной перспективе планируют поставить на конвейер недорогие седаны, разрабатываемые для развивающихся рынков.
Исключение — марка Suzuki, которая, напротив, увеличила реализацию на 41% и обогнала Honda и Mazda. Эти компании предпочли сохранить приемлемый уровень доходности, не гоняясь за долей рынка. Результат — менее 10 тыс. проданных машин.
Росли продажи и в традиционном премиальном сегменте у немецких автопроизводителей. BMW и Audi выросли примерно на четверть, Mersedes Benz — в полтора раза. С другой стороны, продолжается падение нишевых премиальных брендов: Infiniti — минус 40%, Land Rover — минус 19%.
И все же основной объем рынка делает не премиум, а массовый сегмент. По прогнозам специалистов, во втором полугодии наибольший рост придется на те марки, которые делают ставку на производство доступных конкурентоспособных автомобилей в России. После традиционных ‘летних каникул’ заводы должны увеличить производство. Речь идет в первую очередь о калужских предприятиях, а также о набирающем обороты производстве Opel Astra на заводе в Санкт-Петербурге.
Положительная динамика российского автомобильного рынка сказывается и на бизнесе дилер-сервисов. ‘Поскольку на посткризисном рынке в фаворе более дешевые машины, где процент клиентов, приезжающих на дилерский сервис, даже ниже, чем в среднем классе, можно в ближайшее время ожидать увеличения потока на крупные независимые станции техобслуживания, — говорит старший вице-президент по маркетингу ADR Dealer Services Кевин Хенахан. — В первую очередь, туда поедут владельцы свежекупленных (до 500 тыс. руб.) автомобилей: Volkswagen Polo седан, Renault Logan, KIA Ceed, KIA Rio. Хорошо себя будут чувствовать также и те, кто обслуживает ‘Лады’.
ОДИН ВОПРОС
Какие перспективы видят зарубежные производители на российском автомобильном рынке?
Дэвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
— Сегодня налицо все признаки восстановления российского автомобильного рынка. Несколько месяцев устойчивого роста, особенно после апреля 2010 года, свидетельствуют о курсе на дальнейшее ‘выздоровление’. Очевидно, что начавшаяся в марте программа по утилизации наиболее эффективно сработала для низкого ценового сегмента, однако рост наблюдается и в других сегментах рынка. Автомобильный рынок РФ продолжит расти и достигнет докризисного уровня за 3-5 лет. Эта тенденция не будет линейной, поэтому сохранятся трудности с планированием и координацией производства и сбыта автомобилей в стране.
Такеши Исогая, президент Toyota Motor в России:
— Ключевые факторы роста автомобильного рынка в России остаются теми же, что и в докризисное время. По мере преодоления мирового кризиса ускорится рост российской экономики. Уровень автомобилизации на душу населения составляет здесь лишь 40% от западноевропейского. Расширение прослойки среднего класса, потребительский ‘бум’ — все это в совокупности приведет к устойчивому росту спроса на машины. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что возраст автомобилей, находящихся в стране в эксплуатации, также намного выше, чем в странах ЕС. Это означает, что вскоре старые авто будут меняться на новые.
Петр Янеба, президент Shkoda в России:
— Текущие программы господдержки обеспечивают высокие темпы роста продаж малолитражных автомобилей и классе В. При этом в России остаются очень популярными машины классов С и D, наблюдается высокий рост в сегменте внедорожников SUV и особенно компактных внедорожников. Это результат большого количества новых моделей, представляемых на рынке. Если говорить о регионах, то они особенно сильно пострадали после кризиса. Там преимущественно пользуются популярностью более дешевые автомобили малого и среднего классов, но при этом традиционно высок спрос и на внедорожники, учитывая состояние дорог и большие расстояния.
Текст: Екатерина Калышева

Оставить комментарий