Автомобиль. Мазут в дизельном двигателе. Пора менять масло?
Масло в дизельном двигателе довольно быстро становится черным как смоль. Значит ли это, что его можно только заменить?
Идеальное сгорание смеси в дизельном двигателе, при котором в выхлопных газах не остается частиц сажи, является теорией. На практике в двигатель всегда поступает слишком мало воздуха, особенно когда двигатель сильно нагружен, когда газ резко нажимается, например, из-за задержки срабатывания турбонагнетателя. В камерах сгорания дизельное топливо сгорает не полностью, а то, что остается, покидает двигатель через выхлопную трубу. Вот как это вкратце выглядит на практике. В современных автомобилях с эффективной системой нейтрализации выхлопных газов сажа задерживается в сажевом фильтре и не воспринимается как черный дым позади автомобиля. Однако это не означает, что двигатель не производит сажу. Его производят все — лучше меньше, хуже больше.
Между тем в теории есть еще и идеальная герметичность поршневых колец. Даже в новых, хорошо подогнанных двигателях часть выхлопных газов проходит через поршневые кольца и попадает в нижнюю часть двигателя. Это называется прорывы в картер — они случаются всегда, но должны быть в определенных пределах; прорывы увеличиваются с износом поршневых колец и цилиндров. В любом случае часть выхлопных газов сажи попадает в картер и смешивается с моторным маслом. Вот почему масло в дизельном двигателе становится черным. Как быстро это происходит? Это зависит от типа двигателя и степени его износа — хороший мотоцикл хорошо сжигает дизельное топливо и имеет достаточно тугие кольца, худшие — дымят черным из выхлопной трубы, а большое количество сажи быстро смешивается с маслом. На практике через несколько тысяч км дизельное топливо становится черным как смоль, иногда через несколько сотен километров после его замены. Конечно, моторное масло не меняют каждые несколько сотен км — это была бы экономная и «логистическая» ерунда!
Дизельные двигатели повсеместно встречаются у грузовых автомобилей. Грузовое масло в дизельном двигателе предназначено для смешивания с сажей. У него повышенная способность диспергировать сажу — дело в том, что она не накапливается на деталях двигателя и не скапливается в более крупные скопления, которые могут забить масляные каналы в двигателе, засорить сита (а такие есть почти в каждого двигателя — например, в линии подачи масла к турбонагнетателю) и заклинивает двигатель или повреждает аксессуары, например, турбокомпрессоры.
У масла в дизельном двигателе тяжелая жизнь, но то, что оно черное, не означает, что оно израсходовано (точно так же, как прозрачность масла в газовом двигателе не означает, что масло все еще имеет нужные свойства). Другими словами: на глаз нельзя сказать, что масло израсходовано.
Однако важно знать, что масло в дизельном двигателе имеет ограниченную «емкость» или, что более технически, ограниченную способность рассеивать сажу. В какой-то момент заканчивается запас обогащающих веществ, которые имеют дело с примесями и этими примесями, и их количество довольно быстро увеличивается, они начинают слипаться, накапливаться на масляных каналах, фильтрах, сетчатых фильтрах, и смазка быстро ухудшается. Невозможно узнать, когда это происходит. Также надо дать понять, что ездить на одном масле за 25-30 тысяч. км крайне рискованно, даже если пробег между заменами масла одобрен производителем автомобиля. Масло в двигателе одной машины имеет лучшие условия, потому что, например, машина едет в основном по дороге и у водителя «более легкая нога», а масло в двигателе другой машины хуже,
Поэтому масло в дизеле нужно менять с умом, по-моему не реже, чем каждые 15000. км, если двигатель «здоров». Если автомобиль явно дымит из выхлопной трубы при разгоне, пробег на одном масле следует уменьшить, например, до 10000. км.