Продажи иномарок российской сборки займут лидирующие позиции на рынке
На прошлой неделе в Москве прошел Международный автомобильный салон-2010, ставший важным событием в деловой жизни столицы. На выставке крупнейшие мировые производители автомобилей подвели итоги минувшего полугодия.
С начала текущего года ввоз новых автомобилей в Россию заметно сократился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, пишет ‘Российская Газета’. При этом растут продажи машин, собранных в РФ. По мнению аналитиков, такая тенденция станет определяющей в развитии российского автобизнеса. Впрочем, пока импортные автомобили продолжают лидировать на рынке: за первое полугодие реализовано 267 тысяч таких машин. Однако продажи иномарок, сделанных в России (250 тысяч), и моделей отечественных брендов (240 тысяч) отстают ненамного. И если импорт снизился на 23%, то сбыт автомобилей местной сборки увеличился на 32% и 20% соответственно. По мнению эксперта Pricewaterhouse Coopers Стенли Рута, уже в этом году продажи иномарок российского производства выйдут на первое место, а к 2016 году из трех миллионов реализованных новых машин 2,7 млн будут собраны в России. Этому будет способствовать сохранение высоких таможенных пошлин, а также связанные с ним масштабные планы зарубежных компаний по инвестированию в производство в РФ.
В мае и июне показатели продаж новых автомобилей резко выросли, да и в годовом исчислении падение наконец остановилось. По итогам первого полугодия рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 3%. Но поводы для пессимистичных прогнозов все равно остаются, считают эксперты рынка. ‘Во-первых, в общем показателе 790 тысяч автомобилей немалая доля приходится на машины, купленные по программе утилизации, — отмечает председатель совета директоров ‘КарОператор’ Оскар Ахмедов. — Она оказалась настолько популярной, что выделенных 100 тысяч сертификатов не хватило — пришлось делать второй этап, еще на 100 тысяч. Поскольку не все ранее заказанные автомобили дошли до потребителя, на долю ‘утилизационных’ приходится около 10-12% от общих продаж. Во-вторых, на рынке наблюдается дефицит автомобилей по многим позициям, хотя к осени он, скорее всего, будет преодолен. Так, на заводах ‘Автофрамос’ и концерна Volkswagen в Калуге введут дополнительную смену. Те производители, которые в марте-апреле почувствовали дефицит машин, увеличили заказы за рубежом — поставки этих автомобилей ожидаются к сентябрю-октябрю. В результате этих мер дефицит на рынке может быстро смениться затовариванием, что напрямую повлияет как на цены авто, так и на доходность производителей и дилеров. Пока же у них есть время ‘собрать сливки’ — пополнить истощившиеся от кризиса запасы’. Очевидно, что на результаты продаж влияет и тактика автопроизводителей. Например, если Ford ставит целью зарабатывать, а не наращивать долю рынка, как это было в 2004-2007 годах, то и результат окажется ниже, чем у KIA и Renault. То же самое можно сказать о Mazda, некогда бывшей в десятке наиболее продаваемых иномарок, а теперь работающей на уровне премиальных BMW и Audi.
Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас отметил, что организация повысила годовой прогноз рынка с 1,5 до 1,67 млн штук. А вице-председатель комитета Мартин Ян добавил, что ожидается дефицит в третьем квартале и резкий рост под конец года.
— Впрочем, не исключено, что рынок насытится в сентябре-октябре и под Новый год производители и дилеры вынуждены будут давать скидки, чтобы распродать запасы и выполнить повышенные годовые планы, — считает г-н Ян.
Как видно из итогов первого полугодия, лучше всего себя чувствовали те, у кого в арсенале есть самые доступные автомобили. Это, например, традиционные российские производители, воспользовавшиеся программой утилизации для поднятия продаж: ‘Лада’, УАЗ, ГАЗ. Сюда же относятся иностранные компании, предлагающие недорогие популярные машины: Renauit, Daewoo. Ford хотя и показал падение продаж на 20%, но оно все пришлось на импортируемые машины.
Хуже всего обстоят дела у японских автопроизводителей: после прошлогодней распродажи складов они продолжают фиксировать падение продаж. Toyota потеряла 19%, Nissan — 31%. Эти марки не имеют в арсенале доступных автомобилей, производя в России авто премиум-класса. Поэтому и не случайно, что и Toyota, и Nissan в среднесрочной перспективе планируют поставить на конвейер недорогие седаны, разрабатываемые для развивающихся рынков.
Исключение — марка Suzuki, которая, напротив, увеличила реализацию на 41% и обогнала Honda и Mazda. Эти компании предпочли сохранить приемлемый уровень доходности, не гоняясь за долей рынка. Результат — менее 10 тыс. проданных машин.
Росли продажи и в традиционном премиальном сегменте у немецких автопроизводителей. BMW и Audi выросли примерно на четверть, Mersedes Benz — в полтора раза. С другой стороны, продолжается падение нишевых премиальных брендов: Infiniti — минус 40%, Land Rover — минус 19%.
И все же основной объем рынка делает не премиум, а массовый сегмент. По прогнозам специалистов, во втором полугодии наибольший рост придется на те марки, которые делают ставку на производство доступных конкурентоспособных автомобилей в России. После традиционных ‘летних каникул’ заводы должны увеличить производство. Речь идет в первую очередь о калужских предприятиях, а также о набирающем обороты производстве Opel Astra на заводе в Санкт-Петербурге.
Положительная динамика российского автомобильного рынка сказывается и на бизнесе дилер-сервисов. ‘Поскольку на посткризисном рынке в фаворе более дешевые машины, где процент клиентов, приезжающих на дилерский сервис, даже ниже, чем в среднем классе, можно в ближайшее время ожидать увеличения потока на крупные независимые станции техобслуживания, — говорит старший вице-президент по маркетингу ADR Dealer Services Кевин Хенахан. — В первую очередь, туда поедут владельцы свежекупленных (до 500 тыс. руб.) автомобилей: Volkswagen Polo седан, Renault Logan, KIA Ceed, KIA Rio. Хорошо себя будут чувствовать также и те, кто обслуживает ‘Лады’.
ОДИН ВОПРОС
Какие перспективы видят зарубежные производители на российском автомобильном рынке?
Дэвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
— Сегодня налицо все признаки восстановления российского автомобильного рынка. Несколько месяцев устойчивого роста, особенно после апреля 2010 года, свидетельствуют о курсе на дальнейшее ‘выздоровление’. Очевидно, что начавшаяся в марте программа по утилизации наиболее эффективно сработала для низкого ценового сегмента, однако рост наблюдается и в других сегментах рынка. Автомобильный рынок РФ продолжит расти и достигнет докризисного уровня за 3-5 лет. Эта тенденция не будет линейной, поэтому сохранятся трудности с планированием и координацией производства и сбыта автомобилей в стране.
Такеши Исогая, президент Toyota Motor в России:
— Ключевые факторы роста автомобильного рынка в России остаются теми же, что и в докризисное время. По мере преодоления мирового кризиса ускорится рост российской экономики. Уровень автомобилизации на душу населения составляет здесь лишь 40% от западноевропейского. Расширение прослойки среднего класса, потребительский ‘бум’ — все это в совокупности приведет к устойчивому росту спроса на машины. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что возраст автомобилей, находящихся в стране в эксплуатации, также намного выше, чем в странах ЕС. Это означает, что вскоре старые авто будут меняться на новые.
Петр Янеба, президент Shkoda в России:
— Текущие программы господдержки обеспечивают высокие темпы роста продаж малолитражных автомобилей и классе В. При этом в России остаются очень популярными машины классов С и D, наблюдается высокий рост в сегменте внедорожников SUV и особенно компактных внедорожников. Это результат большого количества новых моделей, представляемых на рынке. Если говорить о регионах, то они особенно сильно пострадали после кризиса. Там преимущественно пользуются популярностью более дешевые автомобили малого и среднего классов, но при этом традиционно высок спрос и на внедорожники, учитывая состояние дорог и большие расстояния.
Текст: Екатерина Калышева