Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Украинские водители снова будут получать «письма счастья»

Украинские водители снова будут получать "письма счастья"Документировать правонарушения на дорогах будут не только полицейские

Закон №5364, подписанный Президентом, позволяет полицейским составлять постановления за нарушение дорожных правил без присутствия водителя.

И этот же документ полностью легализует фото- и видеофиксациюдействий нарушителей, с составлением протоколов и выписыванием штрафов, называемых в народе «письмами счастья». Новый документ вступит в силу через полгода, с начала сентября 2018 г. Хотя его условно называли законом о парковках, касается он не только их, но и множества других аспектов ПДД.

Не учли погоду

Интересно, что документировать правонарушения на дорогах будут не только полицейские, но и муниципальные инспекторы. По их наводке, например, могут эвакуировать автомобиль не дожидаясь патруля. «Ну если нарушения правил парковки можно и на смартфон зафиксировать, то факты по другим пунктам ПДД будут снимать городские камеры. При неправильной или неоплаченной парковке (если эвакуация авто не требуется) парковочный инспектор или полицейский оставят квитанцию под дворником, а при нарушении на дороге постановление придет по почте», — рассказал UBR.ua адвокат Вадим Володарский. Если автомобиль все-таки увезут на штрафплощадку, то надо будет действовать по старинке: оплатить штраф, чтобы забрать авто, а потом уже доказывать неправомерность тех или иных действий правоохранителей.

Также под новую норму хорошо ложится и разработанный недавно чиновниками ГОСТ, который как раз и регламентирует работу камер «на столбах» и переносных устройств вроде Визира и ТруКама. Фиксировать все правонарушения на них смогут анонсированные полицейскими «фантомные патрули» (машины без опознавательных знаков). По новым правилам, при оплате штрафа в течении 10 дней, нарушителю предоставят 50% скидку (штраф за неправильную парковку от 255 до 1700 грн.). Конечно, если постановление успеет прийти по почтет вовремя, ведь камера может сфотографировать водителя, а тот даже не будет знать об этом. Момент, который чиновники не предусмотрели — погода. Квитанции, оставленные на лобовом стекле нарушителя, могут испортиться от дождя, мокрого снега и т.д., и стать просто нечитаемыми.

Штраф за «того парня»

Главная проблема автоматической фиксации — это невозможность доказать факт того, что именно владелец авто был в момент нарушения за рулем. Ведь в нашей стране давно отменена доверенность, и водить авто с позволения хозяина может любой: как родственник или друг, так и обыкновенный драйвер из службы такси. Чтобы решить эту проблему в новом законе вводится понятие «надлежащий пользователь» — один или несколько человек, которым позволено пользоваться машиной. Должен быть создан целый реестр. В него хозяева авто будут вносить данные о своих доверенных лицах — подав соответствующие заявление в МВД. «Непонятно как будут выяснять, кто именно нарушил правила, если автомобилем пользуются несколько лиц. Неясно и через какой промежуток времени, после уведомления полиции, информация о новых пользователях будет известна всем патрульным и инспекторам по парковке. Еще почти полностью «перекрывается» возможность передачи автомобиля на короткий промежуток времени без оформления доверенности или договора. Ведь в ином случае собственнику будет трудно доказать, что нарушил не он. Например, если автомобиль был продан по доверенности, а в потом перепродан еще несколько раз», — отметил младший юрист Eterna Law Филипп Тараненко. К тому же отчитываться обо всех пользователях автомобиля — это право, а не обязанность водителя, говорят юристы. Никто не может заставить это сделать, и наказания за бездеятельность не будет.

К тому же, водитель имеет полное право не свидетельствовать против близкого человека. А драйвера, заказанного через службу такси, он наверняка вообще не будет знать. В законе не уточняется, как быть и в том случае, если свое участие в правонарушении отрицает не только владелец, но и «надлежащий» пользователь авто. «Вряд ли это остановит правоохранителей. Они все равно будут «вешать» штрафы на владельца авто. Поэтому, скорее всего, начиная с осени в и без того загруженные украинские суды понесут вполне оправданные иски. Они хоть и будут рассматриваться месяцами, однако в итоге правда окажется на стороне водителя. Каждое такое постановление будет разбиваться о решение Конституционного суда по персональной ответственности, которым он давно постановил: штрафовать нужно не владельца, а конкретного водителя», — говорит Володарский.

Риски при эвакуации

В тоже время страховщики не видят для себя больших рисков в новом законе. «Нормы данного закона никак не повлияют на условия договоров страхования: ни на автогражданку, ни на КАСКО. Что касается введения понятия «надлежащий пользователь» — на жизни клиентов это нововведение тоже не отразится, поскольку, например, по нашему продукту КАСКО «All Risks», договор действует в отношении любого лица, которое имеет законное право управлять застрахованным автомобилем. Значит и выплата проводится независимо от виновности лица при ДТП», — рассказала управляющий акционер СК «Арсенал Страхование» Марина Авдеева.

Не видят опасности для своих клиентов и другие страховщики. «Что касается рисков повреждения авто при эвакуации — у исполнителей, насколько я знаю, будет застрахована их ответственность. Именно для таких случаев. То есть, страховая компания выплатит за эвакуатора убытки», — подметил в беседе с UBR.ua начальник отдела внешних коммуникаций ИНГО Украина Александр Мельничук.

Оставить комментарий